Информационная безопасность
Термин «информационная безопасность» используется для обозначения двух различных понятий. В первом случае, информационная безопасность рассматривается как практика предотвращения несанкционированного доступа, использования, раскрытия, искажения, изменения, исследования, записи или уничтожения информации. Это универсальное понятие применяется вне зависимости от формы, которую могут принимать данные (электронная или, например, физическая). Основная задача обеспечения информационной безопасности в данном контексте — сбалансированная защита конфиденциальности, целостности и доступности данных, с учетом целесообразности применения и без какого-либо ущерба производительности организации. Таким образом, речь идет о защите информации, о мерах, которые принимает образовательная организация по защите разных видов информации. Актуальность данного направления работы определяется увеличением числа угроз, связанных с цифровизацией и информатизацией системы образования, широким использованием дистанционных технологий, наличием противоречия между требуемой и имеющейся квалификацией специалистов, отвечающих за обеспечение информационной безопасности в образовательных организациях.
Также понятие «информационная безопасность» используется при обсуждении проблем безопасности обучающихся. В данном случае информационная безопасность рассматривается как «состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию». С позиций личностно ориентированного подхода информационная безопасность определяется как состояние защищенности личности, обеспечивающее ее целостность как активного социального субъекта и возможности развития в условиях информационного взаимодействия с окружающей средой. Актуальность задач образовательной организации, связанных с защитой детей от негативного влияния информации связана с возрастанием числа и спектра угроз, сопряженных с воздействием разных источников информации, формированием феномена «информационной социализации», наличием выраженного противоречия между требуемой и имеющейся квалификацией педагогов в рассматриваемой сфере.
Развитие человечества на современном этапе связано с постоянным возникновением новых вызовов, не наблюдавшихся ранее аспектов влияния на подрастающее поколение различных угроз. Так, с расширением спектра средств передачи информации и доступа к ним детей и подростков, увеличением доли различных форм дистанционного обучения на всех уровнях образования появляются новые риски социализации, угрозы для жизни и здоровья школьников, формируются инновационные направления деятельности взрослых по обеспечению информационной безопасности обучающихся. Увеличение доли различных форм дистанционного обучения на всех уровнях образования актуализирует проблему обеспечения безопасности обучающихся в информационнотелекоммуникационной сети Интернет.
Не менее важным является формирование у руководителей образовательных организаций и педагогов понимания необходимости отбора источников информации, ресурсов, печатной продукции, соответствующих требованиям информационной безопасности. Анализ проводимых в России исследований и практики работы образовательных организаций показывает низкий уровень осведомленности работников образования по данной проблеме, позволяет выделить направления работы по созданию безопасной информационной среды в образовательной организации.
Информационная среда является неотъемлемой частью образовательной среды современной образовательных организаций. Образовательная среда рассматривается как система условий организации жизнедеятельности, создаваемая сообразно с педагогическими целями и задачами. Информационную образовательную среду в рамках проблемы информатизации образования определяют как «основанную на использовании компьютерной техники программно телекоммуникационную среду, реализующую едиными технологическими средствами и взаимосвязанным содержательным наполнением качественное информационное обеспечение школьников, педагогов, родителей, администрацию учебного заведения и общественность».
На основе Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» информационная среда как часть образовательной среды образовательной организации может быть определена как совокупность следующих компонентов: продукция средств массовой информации, печатная продукция, аудиовизуальная продукция на любых видах носителей, зрелищные мероприятия. Таким образом, проблема обеспечения безопасности обучающихся в инфосфере не ограничивается вопросами защиты детей и подростков в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Необходимо в комплексе рассматривать все существующие угрозы:
- технологические угрозы, сопряженные с распространением вредоносных, шпионских программ, риском взлома защитных систем персонального компьютера;
- угрозы, связанные вредным или оскорбительным содержанием, с которым индивид сталкивается в сети Интернет;
- угрозы преследования обучающихся, включающие в себя любую форму нежелательных контактов, внимания, издевательства, насилия, связанные с коммуникацией в сети Интернет;
- угрозы, сопряженные с ситуацией раскрытия личной или конфиденциальной информации, персональных данных;
- угрозы, определяющие возникновение рисков социализации и негативных изменений в развитии личности детей и подростков, нанесение вреда их физическому и (или) психическому здоровью информацией, независимо от источника ее получения.
В соответствии с выделяемыми группами угроз определяются основные действия по обеспечению информационной безопасности детей в образовательной организации. Выделяют такой комплекс мер:
- правовая защита обучающихся, заключающаяся в создании нормативно правовой базы регулирования общественных отношений в области обеспечения информационной безопасности;
- технологическая защита, направленная на создание технических способов блокировки нежелательного контента, ограничения доступа к отрицательной информации, технические возможности осуществления родительского контроля за временем пребывания ребенка в сети и качественный анализ сайтов и интернет-сообществ, посещаемых детьми;
- психолого-педагогические методы, направленные на работу с ребенком по формированию его медиа и компьютерной грамотности, стратегий поведения при встрече с нежелательным контентом и опасными знакомыми в сети Интернет, формирование критического мышления по отношению к информации, получаемой в сети и др.
Локальные нормативные акты в сфере обеспечения информационной безопасности обучающихся
Приказ директора школы № 44-3 от 26.08.2024 года "Об обеспечении информационной безопасности".pdf
Положение о защите персональных данных обучающихся
Положение о защите персональных данных работников школы
Нормативное регулирование
Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»
Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»
Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»
Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности»
Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»
Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»
Указ Президента РФ от 05.12.2016 № 646 «Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации» Письмо Минобрнауки России от 14.05.2018 N 08-1184 "О направлении информации" (вместе с "Методическими рекомендациями о размещении на информационных стендах, официальных интернет-сайтах и других информационных ресурсах общеобразовательных организаций и органов, осуществляющих управление в сфере образования, информации о безопасном поведении и использовании сети "Интернет"
Обучающимся
ИНФОРМАЦИОННАЯ ПАМЯТКА ДЛЯ ДЕТЕЙ.docx
Ролики МВД на тему профилактики преступлений совершаемых с использованием информационных технологий
Родителям (законным представителям) обучающихся
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ОБ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ.docx
Детские безопасные сайты
Урок цифры 28.01.2025 года"Кибербезопасность и искусственный интеллект"